Желязны (ZELAZNY), Роджер (Джозеф) (1937-1995).
Амер. прозаик, один из
ведущих авторов НФ США 1960-70 гг. Род. в Кливленде
(шт. Огайо), учился на психолога и филолога в
местном Ун-те Вестерн-Резерв и Колумбийском ун-те
(шт. Нью-Йорке), защитил дисс. по елизаветинской
драме. Служил в Нац. гвардии, работал в системе
соц. страхования; с 1969 г. - професс. писатель.
Первая публикация - "Игра страсти" (1962).
Секретарь-казначей Ассоциации американских
писателей-фантастов (1967-68). Жил в Санта-Фе (шт.
Нью-Мексико).
Начиная с первых р-зов, З. заявил о себе как о
тонком стилисте, авторе поэтической и филос. НФ,
глубоко погруженном в проблемы психологии (З.
серьезно изучал труды Карла-Густова Юнга),
мифологии и лингвистики; писатель быстро
выдвинулся (наряду с С.Дилэни, Т.Дишем и
Х.Эллисоном ) в первые ряды амер. "Новой
Волны", став рекордсменом по завоеванным
высшим премиям в жанре.
Ранние р-зы и повести З. включены в сб. -
"Четыре взгляда в завтрашний день" [Four for
Tomorrow] (1967; др. - "Роза для Экклезиаста" [A Rose for
Ecclesiast]),
"Двери лица его, пламенники пасти его" [The Doors
of His Face, the Lamps of His Mouth] (1971);
поздние произв. - в сб.:
"Последний защитник Камелота" [The Last Defender of
Camelot] (1980; доп. 1981),
"Вариации на тему единорога" [Unicorn Variations] (1983;
"Локус" -84 - за "лучший авторский сб."),
"Лед и пламя" [Frost and Fire] (1989).
Действие одной из
лучших повестей З., поэтичной "Роза для
Экклезиаста" (1964; рус 1990 - "Розы для
Экклезиаста"; др. - "Роза для Екклезиаста",
"Роза для Екклесиаста"), развертывается на
Марсе, где увядающая местная цивилизация
возрождается к жизни благодаря поэту, прибывшему
с Земли для завершения работы над переводом "с
марсианского" и влюбившемуся в марсианку ;
автор органично соединил НФ сюжет с
"вечными" темами искусства, языка и
коммуникаций , контакта с иной культурой, любви и
смерти . В более приземленной, хотя столь же
насыщенной мифотв-вом, манере написаны две
"спортивные" повести - "Двери лица его,
пламенники пасти его" (1965; "Небьюла"-66;
рус.1991) и "Гора смертного" (1972); первая
посвящена необычной "рыбалке" на совершено
фантаст. океанической Венере , вторая -
инопланетному же альпинизму; автомобильная
"коррида" представлена в р-зе
"Ауто-да-фе" (1967; рус. 1990; др. - "Коррида") .
Героя повести "Домой вернулся палач" (1975;
"Хьюго"-76; "Небьюла"-75), переписанного в
роман "Имя мне - легион" [My Name Is Legion] (1976; рус.
фрагм. 1992 - "Пробуждени Румоко") наняли в
качестве телохранителя программисты:
спроектированные ими кибернетические двойники
человека, мучимые "франкенштейновым
комплексом" , по возвращении на Землю
поклялись убить своих создателей ; компьютеры
также играют важную роль в двух премированных
повестях - "24 вида горы Фудзи, картины
Хокусая" (1985; "Хьюго" -86) и "Вечная
мерзлота" (1986; "Хьюго" -87); в последнем
произв. изящно перемешаны элементы НФ и фэнтези,
а действие происходит на замерзшей планете,
вызывающей аналогии с "Левой рукой Тьмы" У.
Ле Гуин ; выделяется также повесть "Вариации на
тему единорога" (1981; "Хьюго"-82) . Кроме
упомянутых, на рус. яз. переведены р-зы:
"Ангел, Т°мный Ангел" (19..; рус.1990),
"Божественное безумие" (19..; рус.1991),
"Великие медленные короли" (1963; рус.1988; 1991),
"Дева и чудовище" (19..; рус.1990; др. -
"Чудовище и девственница"),
"Девятьсот девяносто девять глаз Ночи" (19..;
рус.1990),
"Дьявольский автомобиль" (19..; рус.1991; др. -
"Машина-дьявол"),
"Кладбище слонов" (19..; рус.1992),
"Ключи к декабрю" (1966; рус. 1985),
"Когда боги бессильны" (19..; рус.1990),
"Любовь - только воображение" (19..; рус.1990; др. -
"Любовь: мнимая величина"),
"Люцифер" (19..; рус.1990),
"Миледи на диодах" (19..; рус.1990),
"Одержимость коллекционера" (1964; рус. 1981),
"Одно мгновение бури" (19..; рус.1990; др. -
"Момент бури"),
"Музейный экспонат" (19..; рус.1990),
"Получеловек" (19..; рус.1992),
"Рука помощи" (19..; рус.1990),
"Свет Скорби" (19..; рус.1990),
"Снова и снова" (19..; рус.1991),
"Стальная пиявка" (19..; рус.1990),
"Человек, который любил Фейоли" (19..; рус.1990).
Переводы произв. З. составили сб. -
"Розы для Экклезиаста" (рус.1990),
"Остров м°ртвых" (рус.1991),
"Бог света" (рус.1992),
"Бог света. Повелитель сновидений" (рус.1992),
"Избранные произведения. Т.1" (рус.1992),
"Порождения света и тьмы" (рус.1992),
"Создания света, создания тьмы. Бессмертный"
(рус.1992),
"Создания света, создания тьмы..." (рус.1992),
"Творцы сновидений" (рус.1992),
"Этот бессмертный" (рус.1992).
Свои гл. произв. З.
создал во 2-й пол. 1960-х гг. Роман "Этот
бессмертный" [This Immortal] (1965 - "...И зови меня
Конрадом"; "Хьюго"-66; доп. 1966; рус.1992; др. -
"Бессмертный") имеет два сюжетных плана:
первый (поверхностный) - описание "культурной
миссии" инопланетян, пытающихся превратить
пережившую ядерную войну и окончательно
загнивающую Землю в центр галактического
туризма - оттеняет второй (глубинный): филос.
притчу о подвигах Геракла и воскрешении .
Герой повести "Сообщающий форму" (1965;
"Небьюла"-66), переписанной в роман
"Повелитель снов" [The Dream Master] (1965 - @He Who Shapes, 1966;
рус.1991; др. - "Мастер снов", "Повелитель
сновидений", "Творцы сновидений",
"Творец снов"), - психиатр, анализирующий
сновидения - и с помощью нов.
психотерапевтической техники вторгающийся в
"психическое пространство" пациентов, сам
оказывается в положении испытуемого .
Вершина тв-ва З. этого периода - сложный, пронизанный мифол. и культурологическими аллюзиями роман "Бог света" [Lord of Light] (1967; "Хьюго"-68; рус.1992; др. - "Князь света"), герои к-рого, колонисты на далекой планете, с помощью совершенной технологии "разыгрывают" перед аборигенами (также потомками землян-первопроходев) богов из пантеона индуизма ; гл. персонаж понимает, как "трудно быть богом", и восстает против "своих", повторяя подвиги далекого мифол. предшественника - Прометея.
Два др. романа - "Создания света, создания тьмы" [Creatures of Light and Darkness] (1969; рус.1992; др. - "Порождения Света и Тьмы") (еще один пример мифологии в НФ, на сей раз - др.-египетской) и "Остров Мертвых" [Isle of the Dead] (1969; рус.1991) - представляются менее удачным; герой последней книги встречается в романе "Умереть в Итальбаре" [To Die in Italbar] (1973).
Популярностью пользуется серия З. о "Янтарной стране" (или Эмбере) - добротная, хотя и облегченная по сравнению с упомянутыми книгами, приключенческая НФ с мифол. и филос. "обертонами"; действие происходит в параллельном мире, а квази-феодальный "фон" позволяет автору использовать все коммерческие преимущества серийной "героической фэнтези".
Серия включает два
подцикла:
объединенный гл. героем Корвином -
"Девять принцев Янтарной страны" [Nine Princes of
Amber] (1970; рус. 1990 - "Девять принцев Эмбера"; др. -
"Девять принцев Янтарного королества",
"Девять принцев Амбера"),
"Ружья Авалона" [The Guns of Avalon] (1972; рус. 1990),
"Знак Единорога" [The Sign of Unicorn] (1975; рус.1991),
"Рука Оберона" [The Hand of Oberon] (1976; рус.1991),
"Двор Хаоса" [The Courts of Chaos] (1978; рус.1991);
все романы изд. также в виде 2-томных "Хроник
Янтарной страны" [The Chonicles of Amber] (тт. 1-2 - 1979);
и второй подцикл, в к-ром
центр. персонажем становится сын Корвина, Мерлин:
"Знамения Судьбы" [Trumps of Doom] (1985; рус.1991; др. -
"Знаменья судьбы", "Козыри рока"),
"Кровь Янтарной страны" [Blood of Amber] (1986; рус.1992 -
"Кровь Амбера"),
"Знак Хаоса" [Sign of Chaos] (1987; рус.1991; др. -
"Знаки Хаоса"),
"Рыцарь теней" [Knight of Shadows] (1989; рус.1992 -
"Рыцарь отражений");
последний роман серии - "Принц Хаоса" [Prince of
Chaos] (1991; рус. 1993);
в серию также входят рассказы:
"Рассказ торговца" (1992),
"Маскирующийся и Наряжающийся" (1994),
"Голубая лошадь, Танцующие горы" (1995),
"Зал зеркал" (1996),
"Дошедший до веревки".
Переводы произв. цикла составили сб. -
"Хроники Амбера" в 2-х тт. (тт.1-2 - рус.1991),
"Девять принцев Амбера. Ружья Авалона"
(рус.1991),
"Девять принцев Амбера" (рус.1992),
"Хроники Эмбера" (рус. 1992),
"Девять принцев Янтарного королевства"
(рус.1992),
"Хроники Амбера, кн.8-9" (рус.1992).
Доп. материал по циклу о Янтарной стране
представлен в
сб. "Рапсодия в Янтарной стране" [A Rhapsody in Amber]
(1981)
и "Иллюстрированный путеводитель по замку
Янтарной страны Роджера Зелазни" [Roger Zelazny's Visual
Guide to Castle Amber] (1988 - в соавт. с Нилом Рэндалом; рус.
1993).
В целом, серия "Янтарная страна" остается
одним из самых поп. произв. фэнтези в амер. НФ
последних лет.
"Чистая" фэнтези в
тв-ве З. представлена романом "Джек-из-Тени"
[Jack of Shadows] (1971; рус.1991; др. - "Джек из тени",
"Валет теней"),
дилогией -
"Подмененный" [Changeling] (1980; рус.1992)
и "Безумная волшебная палочка" [Madwand] (1981; рус.
1995 - "Одержимый волшебством");
объединены в один том - "Мир волшебника" [Wizard
World] (1989);
а также романом "Изменчивая земля" [The Changing
Land] (1981; рус. 1996), "прологом" к к-рому служит сб.
"Проклятый Дилвиш" [Dilvish the Damned] (1982; рус. 1996).
Среди др. книг З. выделяются: "пост-атомный"
роман "Долина проклятий" [Damnation Alley] (1969;
рус.1988; 1990) ; экранизирован (1977);
роман о параллельных мирах - "Дорожные
знаки" [Roadmarks] (1979; рус. 1993 - "Знаки дороги").
Среди последних книг З. - неск. романов,
написанных в соавт.: с Ф.Сейберхагеном романы -
"Витки" [Coils] (1982; рус. 1990)
и "Черный трон" [The Black Throne] (1990; рус. 1995); в
последнем в гл. героем выступает Э.По;
с Томасом Т.Томасом -
"Маска Локи" [The Mask of Loki] (1990; рус. 1996),
"Вспышка" [Flare] (1992; рус. 1996);
с Р.Шекли -
"Принеси мне голову Прекрасного принца" [Bring
Me the Head of Prince Charming] (1991; рус. 1994),
"Коль в роли Фауста тебе не повезло" [If at Faust
You Don't Succeed] (1993; рус. 1996).
Вл.Г.
Др. соч.:
"Сегодня мы выбираем лица" [Today We Choose Faces] (1973;
рус.1992 - "Теперь мы выбираем лица").
"Мост из пепла" [Bridge
of Ashes] (1976; рус. 1996).
С Ф.Диком - "День гнева" [Deus Irae] (1976; рус. 1995 -
"Бог гнева").
"Распахнутые двери на песке" [Doorways in the Sand]
(1976; рус. 1995 - "Двери в песке").
"Кошачий глаз" [Eye of Cat] (1982; рус. 1995 - "Глаз
кота").
"Ночь в тоскливом октябре" [The Night in Lonesome October]
(1993; рус. 1995).
с Во Боудом - иллюстрированные сказки: "Там, в
вышине" [Way Up High] (1992) и "Здесь водятся
драконы" [Here There Be Dragons] (1992).
Коллективный роман при участии Р. Эсприна, М.
Стакпола, Д. Дрейка и Дж. Линдсколд - "Долго и
счастливо" [Forever After] (1996).
С Дж. Линдсколд - "Хрономастер" [Chronomaster] (1996;
рус. 1997).
(исторический роман, с Джеральдом Хаусманом)
"Дикие земли" [Wilderness] (1994).